Пятница, 19.04.2024, 09:23
Приветствую Вас, Гость | RSS
Меню сайта
 
читы для кс
Главная » Статьи » Обзоры программ

Симфонический оркестр силами Cubase/Nuendo
 

Симфонический оркестр силами Cubase/Nuendo


Неважно, для чего вам понадобилось превращать свой компьютер в обитель сочинения, игры и записи оркестровой музыки. Сосредоточимся на том, что, так или иначе, вы сейчас читаете эту статью. А также, на том, что у вас нет возможности нанять настоящий оркестр. А значит – имеем, что имеем. А что, собственно, мы имеем?

Компьютер

Многие уверены, что для создания музыки необходим мощнейший компьютер с - как минимум! – несколькими гигабайтами оперативной памяти, двуядерным процессором и навороченой профессиональной аудиоплатой. Внесём поправку – такой компьютер жизненно необходим, если вы избалованный мешок с деньгами. В таком случае, интереснее будет даже поработать с настоящим оркестром, а значит и статью эту можно не читать. Уверен, что в большинстве случаев мы будем иметь дело со средними, если не с бюджетными, вариантами PC.

Приведу пример моей скромной конфигурации:

  • Celeron 2.00 GHz
  • 768 MB RAM
  • 80 GB Hard Disk
  • Аудиокарта встроенная в материнскую плату.
С данной конфигурацией, работая в Cubase 3, я подключаю 5 мощнейших оркестровых Vst-сэмплеров (в каждом из которых использую с десяток подключаемых оркестровых инструментов), и даже на самых нагруженных midi-информацией моментах композиции подтормаживаний и искажений звука не происходит. Фактически, мне необязательно делать рендеринг, чтобы прослушать композицию от начала до конца. Конечно, второй широкоформатный ЖК-дисплей, midi-клавиатура, профессиональные мониторы и прочие радости жизни на широкую ногу лишь добавили бы удовольствия в написание композиций, но не более.

Инструменты

Я упомянул о vst-инструментах. Давайте рассмотрим их подробнее.


Каждый, в выборе своих любимых VSTi, должен ориентироваться на свой собственный слух. Это, практически, как выбор настоящего музыкального инструмента. Он должен звучать не хорошо, и не плохо, а так, как вам нравится. С ним должно быть удобно работать. Он не должен быть слишком увесистым или, наоборот, слишком лёгким. Пробуйте и слушайте любые оркестровые библиотеки, которые вам только удаётся разыскать. Вся библиотека может быть отборным мусором, но один-единственный гобой может звучать в этой библиотеке так, что дух захватывает от реализма происходящего. Приведу список тех библиотек, которые я выбрал, опираясь на довольно скромные по сегодняшним меркам возможности моего компьютера, а также на звуковые качества каждой из них.

Miroslav Philarmonic на базе SampleTank 2.5 – в общей сложности занимает чуть менее 7 GB. Помещается на двух DVD. Включает в себя сэмплы всех основных инструментов симфонического оркестра, а также довольно самодостаточный пак перкуссий и весьма качественный для библиотеки такого размера хор. Эта библиотека у меня основная. Я использую её скрипки, альты, виолончели, бас, частично перкуссию и хор. С этими инструментами здесь всё в порядке. Присутствуют записи играющих, как сразу всех инструментов, так и солирующих. На выбор есть основные приёмы игры, такие как стаккато, деташе, тремоло и легато. Стоит упомянуть также и о традиционных для подобных библиотек бонусах – сторонних шорохах и скрипах музыкантов, добавляющих эффект реальной записи оркестра, и эффектах вроде какофонии скрипичных звуков, так часто используемой в фильмах ужасов. Собственно, сам звук у инструментов очень мягкий и нежный. Очень славно инструменты этой библиотеки играют медленные композиции, хотя и с жёстким оркестровым «рубиловом» а ля Ханц Циммер тоже справляются отменно. Эту библиотеку я выбрал за оптимальное сочетание размер/качество. Для двух DVD звучит это просто великолепно.

EWQL Symphonic Orchestra. Platinum-версия этого монстра занимает на жёстком диске порядка 70 GB + ещё 30 GB хора. Для моей скромной машины, так много оркестра – невозможная роскошь, поэтому я использую облегчённую Silver-версию этой известнейшей библиотеки, занимающую всего около 3-х GB. Здесь невозможно выделить какой-то отдельный инструмент – они все звучат фантастично. Но всё же флейты я выделю, как лучшие, по сравнению с любой другой библиотекой. Но в отличие от Miroslav Philarmonic, инструменты EWQL довольно жёсткие и чёткие. По характеру музыки, которую я пишу, именно такое звучание инструментов нужно относительно редко. Поэтому я не могу использовать EWQL как основную библиотеку. Ну, и, конечно же, размеры неурезанной версии тоже накладывают свои ограничения. Вывод: если позволяют возможности – попробуйте обе библиотеки.

Epic Horns for Giga Studio на базе Kontakt 3 (можно и вторую версию Kontakt) я нашёл совершенно случайно и был поражён качеством звучания французского рожка (или валторны – как кому больше нравится). По сути, именно этот инструмент и является основным в этой библиотеке, как можно заметить по названию. Именно поэтому 3 GB звучат уже не так скромно, ведь занимает их всего один инструмент. Я пишу саундтреки к видео, поэтому французский рожок в моей музыке особенно важен, как особый элемент эпики. Я выбрал эту библиотеку, потому что при должном сведении с другими инструментами рожок не отличить от настоящего. Он-то настоящий, только записанный отдельными частями. Но наша задача – не дать слушателю понять этого нюанса. Epic Horns – отличный выбор. Просто послушайте, как звучат инструменты. Библиотека включает в себя большинство приёмов игры на французском рожке, которые вы могли слышать в композициях, записанных с настоящим оркестром. Словом, возможности безграничны.

Edirol Orchestral. Если вы хоть сколь немного уже искали информацию по оркестровым VSTi, вы не могли пройти мимо этой крохи. Не более чем 100 Мб потребовалось этому малышу, чтобы уместить в себе целый оркестр. Признаюсь, на фоне таких гигантов как Miroslav Philarmonic или EWQL, Orchestral потеряется, но не будем сбрасывать его со счетов. Лично я часто использую его «на подхвате», когда нужен более мощный staccato всем оркестром, или прописываю дополнительную партию перкуссии, которая в Orchestral очень даже неплоха. Из плюсов, помимо малого размера, можно отметить также малую требовательность к ресурсам. Вообще, я проработал с этим vst довольно долго до того, как перешёл на более серьёзные библиотеки. И даже после этого продолжаю его использовать. Если возможности вашего жёсткого диска настолько малы, что вы не можете себе позволить все вышеперечисленные библиотеки, то Edirol Orchestral – ваш самый очевидный (и оптимальный!) вариант.

Размещение оркестра в Cubase 3

Детально изучив инструменты, перейдём, собственно, к организации оркестра в нашем компьютере. Иными словами, создадим шаблон, который мы будем открывать, создавая каждую новую композицию. Симфонический оркестр – это вам не рок-квартет с четырьмя инструментами. В оркестре, пусть даже и в цифровом его аналоге, инструментов на порядок больше и правильная их организация не даст вам запутаться и перепутать сгоряча скрипку (Violin) и альт (Viola). Для начала, изучите внимательно, как построен настоящий оркестр:




Это вам поможет как при панорамировании инструментов при сведении, так и просто психологически, ведь писать музыку для воображаемого оркестра немного легче, чем для двух десятков безжизненных midi-дорожек. Поверьте в свой воображаемый оркестр и представляйте музыкантов, играющих вашу музыку. Прочувствуйте ответственность за то, что они играют. Это очень воодушевляет, проверьте!

Теперь попытаемся перенести все инструменты из реального мира в виртуальный. Начнём по порядку. Суть работы с midi в Cubase/Nuendo заключается в том, что сначала вы работаете с midi, а потом сохраняете его в audio и сведение делаете уже с аудио-материалом. Это удобно ещё и тем, что нагрузки на процессор при этом минимальные. Поэтому для начала создаём в проекте шаблона два Track Folder, то есть две папки – «Audio» и «Midi»:


Это необходимо для того, чтобы даже после перевода дорожек в audio, midi-дорожки сохранились на случай, если понадобится отредактировать часть партитуры. Дальше мы пока работаем только с папкой «Midi». В ней мы создаём основные разделы, на которые делится симфонический оркестр: первые скрипки (Violins I), вторые скрипки (Violins II), альты (Violas), виолончели (Violincellos или просто cellos), контрабасы (bass), медные духовые (brass), деревянные духовые (woodwinds), перкуссия (percussion) и хор (choir).


Сейчас расскажу, для чего такая чёткая структуризация. Midi-технология позволяет осуществлять игру на инструменте, но все нюансы и приёмы игры в пределах одного midi-сообщения передать невозможно. Поэтому создатели оркестровых библиотек пошли на хитрость – все нюансы игры они перенесли на отдельные инструменты. То есть, даже если у вас, например, стаккато играется всего один раз за всю композицию – чтобы его исполнить, необходимо загружать новый инструмент, играющий только стаккато. Именно поэтому, во избежание путаницы с инструментами и вспомогательными дорожками с приёмами игры мы для каждого инструмента создаём папку, куда и помещаем все дорожки, относящиеся именно к данному инструменту. Разберём, например, папку первых скрипок «Violins I»:


На картинке видно, что в папке находятся четыре midi-дорожки. Все они подключены к библиотеке Miroslav Philarmonic на четыре разных канала – легато, стаккато, легато с медленной атакой и деташе. Если мы закроем папку, в секвенсоре она будет выглядеть одной дорожкой, чем она бы и являлась, скажем, на нотном стане. В папку каждого инструмента можно добавить и сольный вариант игры, когда играет всего один инструмент. А можно сделать отдельную папку для всех сольных инструментов – как вам будет удобнее.

Ещё немного о VSTi…

Теперь хотелось бы сказать ещё пару слов о vst-инструментах. Если вы не новичок в Cubase или Nuendo, вы уже должны знать, как подключать VSTi к созданным midi-дорожкам. Если же вы видите интерфейс на представленных скриншотах впервые, постараюсь доходчиво объяснить, как достигается связь между midi-сообщениями, и инструментами, играющими эти сообщения.

Создавая в Key Editor`е midi-сообщение, мы передаём компьютеру данные о ноте, её длительности, громкости и прочих основных характеристиках. Эта информация обрабатывается подключаемым к midi-дорожке vst-инструментом и в итоге мы слышим, как этот инструмент играет эту ноту, с учётом данных, которые мы ей задали. Привыкнув к таким алгоритмам, вы уже не будете задумываться, как это происходит, как не задумываетесь, как электричество попадает в лампочку, когда включаете свет в комнате. Но, так или иначе, в самом начале всего один раз к лампочке необходимо провести по проводам электричество. То же самое и с vst-инструментом. Его просто нужно однажды подключить к midi-дорожке и уже потом заниматься творчеством, не отвлекаясь на технические нюансы.

Для этого необходимо нажать F11 и перед вами появится окно vst-подключений (vst-connections). Нажимаете на свободную первую же ячейку и выбираете необходимый vst-инструмент, который предварительно необходимо установить в папку, где Cubase или Nuendo ожидает увидеть VSTi. По умолчанию, эта папка находится по адресу Ваш диск:/Steinberg/Cubase 3/VstPlugins и лучше эту папку без необходимости не менять. Я загрузил в окне vst-подключений все необходимые для работы с виртуальным оркестром плагины и вот как это окно выглядит:


Если вы загрузите эти инструменты, подключите их к созданным ранее midi-дорожкам и сохраните как шаблон (Save as template), то необходимость возвращаться к этим операциям каждый раз при начале работы над новой композицией отпадёт. Каждый раз, когда вы будете загружать этот шаблон, у вас будет уже готовый к работе виртуальный оркестр.

Может случиться так, что в какой-то момент работы вы поймёте, что не будете использовать в данной композиции несколько инструментов. Чтобы не загружать процессор и виртуальную память лишним инструментом, вы можете просто отключить его, нажав на специальную кнопку в окне vst-подключений. На представленной выше картинке я отключил библиотеку EWQL, которая находилась в пятой по счёту ячейке. При этом инструмент не удаляется из списка, и настройки в нём сохраняются. То есть если вам этот инструмент всё же понадобится – просто включите его опять!

Возможности, которых не было у Бетховена

Итак, инструменты подключили, шаблон подготовили. Остаётся лишь сочинять, сочинять и сочинять! Ознакомимся с возможностями инструментов и секвенсора, которые мы можем использовать при сочинении оркестровой музыки.

Основное окно, где происходит творчество – Key Editor, где мы сочиняем непосредственно мелодии и аранжировки. Конечно, есть ещё Score Editor, где можно записывать не midi-сообщения, а партитуру на виртуальном нотном стане, однако мне, как человеку без музыкального образования, гораздо удобнее работать с виртуальными клавишами. Как можно оживить сухие и нудные монотонные midi-графики?


Во-первых, ни один музыкант не способен играть каждую ноту с одинаковой громкостью. На протяжении всей композиции играть на идеально стабильном уровне громкости просто физически невозможно. Я уже не говорю о случаях, когда сам характер оркестровой музыки требует перепадов от громкого и ритмичного марша до чуть еле слышного аккорда нескольких виолончелей. Именно для таких случаев придумали такую опцию midi-ноты как velocity, то есть, по сути, громкость. На картинке видно, что velocity у каждого midi-сообщения разная. Это даёт эффект реальной игры на инструменте. К тому же, в некоторых библиотеках предусмотрено и изменение характера игры, при пониженном значении velocity. Например, чем тише звук тромбона – тем он звучит приглушённей. Такой расклад делает игру на виртуальном инструменте максимально приближённой к реальной.

Следующим признаком неживой игры является ритм. Любой, даже самый талантливый дирижёр не сможет в точности до миллисекунд вести ритм композиции. В свою очередь, даже самый ритмичный музыкант, не сможет этот ритм в точности до миллисекунд соблюсти. А midi-сообщения точны в долях секунды. Итого, имеем идеально точный оркестр. Но, как известно, лучшее – враг хорошего. Поэтому я настоятельно советую «разболтать» midi-сообщения, хотя бы чуть-чуть. Естественно, в разумных пределах. При этом, будет особенно реалистично, если каждая партия каждого инструмента будет «разболтана» по-своему. То есть, скрипки ошибаются на +0,2 секунды, а виолончели, например, на -0,3. Поверьте, это придаст оркестру реализму, как ничто другое.

Раз уж зашёл разговор о ритме, следует отметить ещё одну такую деталь, как динамическое изменение темпа по ходу композиции.


Замечательная особенность оркестровой музыки в том, темп может меняться бесчисленное количество раз за время звучания одной композиции. Это не точный до мозга костей trance или house. Здесь можно менять темп когда угодно, импровизировать и творить в угоду настроениям и образам, которые возникают, при прослушивании оркестровой музыки. Реализация динамического изменения темпа в Cubase или Nuendo осуществляется в окне Tempo Track, вызываемом, по умолчанию, сочетанием клавиш Ctrl+T. На скриншоте выше вы можете увидеть это окно и изменение темпа с 120 bpm до 132 bpm, обозначенное графиком.

Также не забывайте про реалистичность партий. При составлении, например, партии клавишных, не стоит забывать, что у человека всего десять пальцев. Вы можете, конечно, написать партию для исполнения двумя пианистами в четыре руки, но учтите тот факт, что вряд ли второй пианист будет сидеть всё время, чтобы сыграть одну-две ноты, превышающие возможности игры первого пианиста.

Работа с аудио

По сведению и мастерингу есть бесчисленное множество литературы, поэтому описывать в этой статье общие моменты не имеет смысла. Давайте лучше рассмотрим как с помощью сведения сделать звучание нашего виртуального оркестра ещё реалистичней.

Для начала нам необходимо сохранить каждую партию в аудиофайл. Это делается очень просто – «File» – «Export» – «Audio Mixdown…» Перед нами открывается следующее окошко:


Обратите внимание на несколько настроек внизу этого окошка, связанных с форматом файла. Если позволяют размеры жёсткого диска – сохраняйте каждую дорожку в wav. Если нет – хотя бы в ogg. Также ставьте галочку на пунктах «Pool» и «Audio Track», тогда вам не нужно будет каждую дорожку импортировать в проект – они просто сами появятся после экспорта в нужный вам формат.

Возможно, вы ужаснётесь при мысли, что необходимо сохранять все двадцать (а то и больше) дорожек отдельно. На самом деле, дорожек необходимо экспортировать гораздо меньше.


На вышеприведённом скриншоте выделены и поставлены в режим «Solo» две дорожки – «Fr. Horn» и «Fr. Horn Stacc». Как вы наверное уже догадались, это дорожки французского рожка. Одна дорожка – для легато, другая – для стаккато. Как видно на скриншоте, эти две дорожки почти никогда не пересекаются и не проигрываются в одно и то же время. Потому что у них одна партия, только каждая дорожка играет свою часть. Поэтому, нет смысла их сохранять отдельно, ведь в представлении слушателя это должен быть один и тот же инструмент, просто играющий то стаккато, то легато. А значит и в различной обработке эти дорожки не нуждаются. По сути, сохранять отдельно необходимо инструменты, играющие в одно и то же время разные партии. Это необходимо, чтобы затем при сведении можно было развести эти инструменты по панораме, или повысить или понизить у них разные частоты эквалайзером, чтобы инструменты не мешали друг другу. Практика показывает, что если аранжировка построена грамотно, то инструментов, нуждающихся в разделении на отдельные дорожки при сведении, совсем не много. Так что чем грамотнее вы построите свой оркестровый шаблон и чем рациональнее будете его использовать при написании композиций, тем меньше проблем у вас потом будет при сведении.

Не забывайте также про эффекты, в частности, про реверберацию. Ведь множество библиотек записывают инструменты в студии, а нам нужен такой звук, будто оркестр сидит в просторном зале. Но и не злоупотребляйте. Как известно, реверберацией часто пытаются прикрыть некачественную запись. А нас запись не то, что некачественная, её у нас не было вовсе! Поэтому излишняя реверберация лишь усилит сомнения слушателя в реалистичности звучания.

И не поймите мои слова неправильно, будто я подстрекаю вас обманывать слушателя, подсовывая ему полуфабрикат вместо свежих овощей и фруктов. Дело в том, что грамотно обработанная виртуальная запись будет восприниматься как живая подсознательно и неискушённому слушателю и в голову не придёт задаваться вопросом, а не виртуальный ли это оркестр. И лишь потом, если вы пожелаете сообщить, что это ненастоящий оркестр, слушатель скажет, мол, да-да, заметно, даже очень. Но если ему об этом не говорить, он будет наслаждаться красивой музыкой, даже не думая ворчать по поводу сухости и плоскости звучания. Инструменты-то записаны живые, в отличие от синтезаторных плагинов, которые не воспроизводят записанный звук, а синтезируют свой собственный.

Не забывайте также, после того, как вы экспортировали все дорожки в wav, ставить всю папку «Midi» в режим «Mute» (кнопка находится рядом с «Solo»), чтобы она не проигрывалась вместе с аудио. И в окне vst-connections можете отключить все инструменты, т.к. они вам больше не понадобятся.

Я надеюсь, что эта статья помогла вам разобраться в том, как создать свой Симфонический Оркестр прямо у себя в компьютере. Конечно, данная статья - не универсальное руководство, а просто методика, которой я пользуюсь и которую нахожу удобной.

Категория: Обзоры программ | Добавил: БЕЛЫЙ (08.04.2011)
Просмотров: 1988 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
dth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *:
Email:
Код *:
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 35
Реклама
МЫ ЕСТЬ НА PDJ.RU


-БЕЛЫЙ-

DJ_NIK_COOL

Статистика
Пользователи:

Нас уже 16 человек!


Новые пользователи:

Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0


Администраторов: 2
Модераторов: 1
Журналистов:
Друзей: 0
Проверенных: 0
Пользователей: 13
Нарушителей: 0

Сейчас на сайте:
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сегодня были:
Статистика сайта: Комменты: 113
Форум: 1/1
Блог: 3
Новости: 10
Downloads: 44
Статьи: 14
Стены пользователей:
Отзывы о сайте: