Главная » Статьи » Обзоры программ |
Симфонический оркестр силами Cubase/NuendoКомпьютерМногие уверены, что для создания музыки необходим мощнейший компьютер с - как минимум! – несколькими гигабайтами оперативной памяти, двуядерным процессором и навороченой профессиональной аудиоплатой. Внесём поправку – такой компьютер жизненно необходим, если вы избалованный мешок с деньгами. В таком случае, интереснее будет даже поработать с настоящим оркестром, а значит и статью эту можно не читать. Уверен, что в большинстве случаев мы будем иметь дело со средними, если не с бюджетными, вариантами PC.Приведу пример моей скромной конфигурации:
ИнструментыЯ упомянул о vst-инструментах. Давайте рассмотрим их подробнее.
Miroslav Philarmonic на базе SampleTank 2.5 – в общей сложности занимает чуть менее 7 GB. Помещается на двух DVD. Включает в себя сэмплы всех основных инструментов симфонического оркестра, а также довольно самодостаточный пак перкуссий и весьма качественный для библиотеки такого размера хор. Эта библиотека у меня основная. Я использую её скрипки, альты, виолончели, бас, частично перкуссию и хор. С этими инструментами здесь всё в порядке. Присутствуют записи играющих, как сразу всех инструментов, так и солирующих. На выбор есть основные приёмы игры, такие как стаккато, деташе, тремоло и легато. Стоит упомянуть также и о традиционных для подобных библиотек бонусах – сторонних шорохах и скрипах музыкантов, добавляющих эффект реальной записи оркестра, и эффектах вроде какофонии скрипичных звуков, так часто используемой в фильмах ужасов. Собственно, сам звук у инструментов очень мягкий и нежный. Очень славно инструменты этой библиотеки играют медленные композиции, хотя и с жёстким оркестровым «рубиловом» а ля Ханц Циммер тоже справляются отменно. Эту библиотеку я выбрал за оптимальное сочетание размер/качество. Для двух DVD звучит это просто великолепно. EWQL Symphonic Orchestra. Platinum-версия этого монстра занимает на жёстком диске порядка 70 GB + ещё 30 GB хора. Для моей скромной машины, так много оркестра – невозможная роскошь, поэтому я использую облегчённую Silver-версию этой известнейшей библиотеки, занимающую всего около 3-х GB. Здесь невозможно выделить какой-то отдельный инструмент – они все звучат фантастично. Но всё же флейты я выделю, как лучшие, по сравнению с любой другой библиотекой. Но в отличие от Miroslav Philarmonic, инструменты EWQL довольно жёсткие и чёткие. По характеру музыки, которую я пишу, именно такое звучание инструментов нужно относительно редко. Поэтому я не могу использовать EWQL как основную библиотеку. Ну, и, конечно же, размеры неурезанной версии тоже накладывают свои ограничения. Вывод: если позволяют возможности – попробуйте обе библиотеки. Epic Horns for Giga Studio на базе Kontakt 3 (можно и вторую версию Kontakt) я нашёл совершенно случайно и был поражён качеством звучания французского рожка (или валторны – как кому больше нравится). По сути, именно этот инструмент и является основным в этой библиотеке, как можно заметить по названию. Именно поэтому 3 GB звучат уже не так скромно, ведь занимает их всего один инструмент. Я пишу саундтреки к видео, поэтому французский рожок в моей музыке особенно важен, как особый элемент эпики. Я выбрал эту библиотеку, потому что при должном сведении с другими инструментами рожок не отличить от настоящего. Он-то настоящий, только записанный отдельными частями. Но наша задача – не дать слушателю понять этого нюанса. Epic Horns – отличный выбор. Просто послушайте, как звучат инструменты. Библиотека включает в себя большинство приёмов игры на французском рожке, которые вы могли слышать в композициях, записанных с настоящим оркестром. Словом, возможности безграничны. Edirol Orchestral. Если вы хоть сколь немного уже искали информацию по оркестровым VSTi, вы не могли пройти мимо этой крохи. Не более чем 100 Мб потребовалось этому малышу, чтобы уместить в себе целый оркестр. Признаюсь, на фоне таких гигантов как Miroslav Philarmonic или EWQL, Orchestral потеряется, но не будем сбрасывать его со счетов. Лично я часто использую его «на подхвате», когда нужен более мощный staccato всем оркестром, или прописываю дополнительную партию перкуссии, которая в Orchestral очень даже неплоха. Из плюсов, помимо малого размера, можно отметить также малую требовательность к ресурсам. Вообще, я проработал с этим vst довольно долго до того, как перешёл на более серьёзные библиотеки. И даже после этого продолжаю его использовать. Если возможности вашего жёсткого диска настолько малы, что вы не можете себе позволить все вышеперечисленные библиотеки, то Edirol Orchestral – ваш самый очевидный (и оптимальный!) вариант. Размещение оркестра в Cubase 3Детально изучив инструменты, перейдём, собственно, к организации оркестра в нашем компьютере. Иными словами, создадим шаблон, который мы будем открывать, создавая каждую новую композицию. Симфонический оркестр – это вам не рок-квартет с четырьмя инструментами. В оркестре, пусть даже и в цифровом его аналоге, инструментов на порядок больше и правильная их организация не даст вам запутаться и перепутать сгоряча скрипку (Violin) и альт (Viola). Для начала, изучите внимательно, как построен настоящий оркестр:
Теперь попытаемся перенести все инструменты из реального мира в виртуальный. Начнём по порядку. Суть работы с midi в Cubase/Nuendo заключается в том, что сначала вы работаете с midi, а потом сохраняете его в audio и сведение делаете уже с аудио-материалом. Это удобно ещё и тем, что нагрузки на процессор при этом минимальные. Поэтому для начала создаём в проекте шаблона два Track Folder, то есть две папки – «Audio» и «Midi»:
Ещё немного о VSTi…Теперь хотелось бы сказать ещё пару слов о vst-инструментах. Если вы не новичок в Cubase или Nuendo, вы уже должны знать, как подключать VSTi к созданным midi-дорожкам. Если же вы видите интерфейс на представленных скриншотах впервые, постараюсь доходчиво объяснить, как достигается связь между midi-сообщениями, и инструментами, играющими эти сообщения.Создавая в Key Editor`е midi-сообщение, мы передаём компьютеру данные о ноте, её длительности, громкости и прочих основных характеристиках. Эта информация обрабатывается подключаемым к midi-дорожке vst-инструментом и в итоге мы слышим, как этот инструмент играет эту ноту, с учётом данных, которые мы ей задали. Привыкнув к таким алгоритмам, вы уже не будете задумываться, как это происходит, как не задумываетесь, как электричество попадает в лампочку, когда включаете свет в комнате. Но, так или иначе, в самом начале всего один раз к лампочке необходимо провести по проводам электричество. То же самое и с vst-инструментом. Его просто нужно однажды подключить к midi-дорожке и уже потом заниматься творчеством, не отвлекаясь на технические нюансы. Для этого необходимо нажать F11 и перед вами появится окно vst-подключений (vst-connections). Нажимаете на свободную первую же ячейку и выбираете необходимый vst-инструмент, который предварительно необходимо установить в папку, где Cubase или Nuendo ожидает увидеть VSTi. По умолчанию, эта папка находится по адресу Ваш диск:/Steinberg/Cubase 3/VstPlugins и лучше эту папку без необходимости не менять. Я загрузил в окне vst-подключений все необходимые для работы с виртуальным оркестром плагины и вот как это окно выглядит:
Может случиться так, что в какой-то момент работы вы поймёте, что не будете использовать в данной композиции несколько инструментов. Чтобы не загружать процессор и виртуальную память лишним инструментом, вы можете просто отключить его, нажав на специальную кнопку в окне vst-подключений. На представленной выше картинке я отключил библиотеку EWQL, которая находилась в пятой по счёту ячейке. При этом инструмент не удаляется из списка, и настройки в нём сохраняются. То есть если вам этот инструмент всё же понадобится – просто включите его опять! Возможности, которых не было у БетховенаИтак, инструменты подключили, шаблон подготовили. Остаётся лишь сочинять, сочинять и сочинять! Ознакомимся с возможностями инструментов и секвенсора, которые мы можем использовать при сочинении оркестровой музыки.Основное окно, где происходит творчество – Key Editor, где мы сочиняем непосредственно мелодии и аранжировки. Конечно, есть ещё Score Editor, где можно записывать не midi-сообщения, а партитуру на виртуальном нотном стане, однако мне, как человеку без музыкального образования, гораздо удобнее работать с виртуальными клавишами. Как можно оживить сухие и нудные монотонные midi-графики?
Следующим признаком неживой игры является ритм. Любой, даже самый талантливый дирижёр не сможет в точности до миллисекунд вести ритм композиции. В свою очередь, даже самый ритмичный музыкант, не сможет этот ритм в точности до миллисекунд соблюсти. А midi-сообщения точны в долях секунды. Итого, имеем идеально точный оркестр. Но, как известно, лучшее – враг хорошего. Поэтому я настоятельно советую «разболтать» midi-сообщения, хотя бы чуть-чуть. Естественно, в разумных пределах. При этом, будет особенно реалистично, если каждая партия каждого инструмента будет «разболтана» по-своему. То есть, скрипки ошибаются на +0,2 секунды, а виолончели, например, на -0,3. Поверьте, это придаст оркестру реализму, как ничто другое. Раз уж зашёл разговор о ритме, следует отметить ещё одну такую деталь, как динамическое изменение темпа по ходу композиции.
Также не забывайте про реалистичность партий. При составлении, например, партии клавишных, не стоит забывать, что у человека всего десять пальцев. Вы можете, конечно, написать партию для исполнения двумя пианистами в четыре руки, но учтите тот факт, что вряд ли второй пианист будет сидеть всё время, чтобы сыграть одну-две ноты, превышающие возможности игры первого пианиста. Работа с аудиоПо сведению и мастерингу есть бесчисленное множество литературы, поэтому описывать в этой статье общие моменты не имеет смысла. Давайте лучше рассмотрим как с помощью сведения сделать звучание нашего виртуального оркестра ещё реалистичней.Для начала нам необходимо сохранить каждую партию в аудиофайл. Это делается очень просто – «File» – «Export» – «Audio Mixdown…» Перед нами открывается следующее окошко:
Возможно, вы ужаснётесь при мысли, что необходимо сохранять все двадцать (а то и больше) дорожек отдельно. На самом деле, дорожек необходимо экспортировать гораздо меньше.
Не забывайте также про эффекты, в частности, про реверберацию. Ведь множество библиотек записывают инструменты в студии, а нам нужен такой звук, будто оркестр сидит в просторном зале. Но и не злоупотребляйте. Как известно, реверберацией часто пытаются прикрыть некачественную запись. А нас запись не то, что некачественная, её у нас не было вовсе! Поэтому излишняя реверберация лишь усилит сомнения слушателя в реалистичности звучания. И не поймите мои слова неправильно, будто я подстрекаю вас обманывать слушателя, подсовывая ему полуфабрикат вместо свежих овощей и фруктов. Дело в том, что грамотно обработанная виртуальная запись будет восприниматься как живая подсознательно и неискушённому слушателю и в голову не придёт задаваться вопросом, а не виртуальный ли это оркестр. И лишь потом, если вы пожелаете сообщить, что это ненастоящий оркестр, слушатель скажет, мол, да-да, заметно, даже очень. Но если ему об этом не говорить, он будет наслаждаться красивой музыкой, даже не думая ворчать по поводу сухости и плоскости звучания. Инструменты-то записаны живые, в отличие от синтезаторных плагинов, которые не воспроизводят записанный звук, а синтезируют свой собственный. Не забывайте также, после того, как вы экспортировали все дорожки в wav, ставить всю папку «Midi» в режим «Mute» (кнопка находится рядом с «Solo»), чтобы она не проигрывалась вместе с аудио. И в окне vst-connections можете отключить все инструменты, т.к. они вам больше не понадобятся. Я надеюсь, что эта статья помогла вам разобраться в том, как создать свой Симфонический Оркестр прямо у себя в компьютере. Конечно, данная статья - не универсальное руководство, а просто методика, которой я пользуюсь и которую нахожу удобной. | ||
Просмотров: 1988 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |